Вы начинающий веб-дизайнер и пугаетесь обилия непонятных слов? Не волнуйтесь! В этой статье мы разберем ключевые термины веб-дизайна понятным языком. Без скучных определений и заумного жаргона – только простые объяснения, примеры и полезные факты. Вы узнаете, что скрывается за словами UX, UI, адаптивный дизайн, вайрфрейм и многими другими. К концу чтения таинственные термины перестанут внушать панику, а станут вашими союзниками в создании крутых дизайнов сайтов. Поехали!
Что такое веб-дизайн, суть и основы
Веб-дизайн – это процесс планирования и создания внешнего вида сайта. Проще говоря, веб-дизайнер придумывает, как будут выглядеть страницы: где расположить картинки и тексты, какие выбрать цвета и шрифты, как пользователи будут находить нужные разделы. Главная цель веб-дизайна – сделать сайт красивым, удобным и понятным для людей.
Важно понимать разницу между веб-дизайном и веб-разработкой. Веб-дизайнер отвечает за визуальную часть и логику взаимодействия (то, что видит и как действует пользователь), а веб-разработчик – за техническую реализацию (код, который заставляет сайт работать). Например, дизайнер рисует макет страницы, а разработчик потом превращает этот макет в живой сайт с помощью кода. Этот процесс кодирования дизайна в страницы называется верстка. Вёрстка выполняется с помощью языков HTML и CSS – о них поговорим чуть дальше. Хотя веб-дизайнеру не обязательно быть программистом, понимание основ HTML/CSS сильно помогает в работе: это позволяет создавать дизайн, который реально воплотить в коде без проблем.
Веб-дизайн сочетает в себе художественное творчество и решение задач пользователей. С одной стороны, нужно продумать эстетику – цвета, графику, типографику. С другой – удобство: как люди будут пользоваться сайтом, насколько легко им найти нужную информацию или совершить целевое действие (например, сделать покупку). Поэтому в работе веб-дизайнера появляются термины из разных сфер – и дизайна интерфейсов, и психологии, и технологий. Давайте разбираться с ними по порядку.
UX (User Experience) – Пользовательский опыт
UX-дизайн – это опыт пользователя или впечатления, которые получает человек при взаимодействии с сайтом. UX отвечает на вопрос: насколько удобно и приятно пользоваться сайтом? Сюда входит всё: логичная структура разделов, понятная навигация, скорость загрузки страниц, понятные сообщения об ошибках и т.д. Хороший UX-дизайнер ставит себя на место пользователя и проектирует путь посетителя по сайту так, чтобы тот легко достиг цели (например, нашел нужный товар и оформил заказ) без раздражения и лишних усилий. Простыми словами, UX – это про удобство и удовлетворенность. Если после визита на сайт у пользователя осталось приятное ощущение («всё прошло гладко, я быстро нашел то, что искал»), значит UX-дизайн сработал на ура.

UI (User Interface) – Пользовательский интерфейс
UI-дизайн – это пользовательский интерфейс, то есть визуальное воплощение сайта, все его элементы на экране. UI отвечает на вопрос: как сайт выглядит и как именно реализовано взаимодействие? Это про цвета и шрифты, формы кнопок и иконок, расположение блоков, иллюстрации – одним словом, весь внешний вид и «фасад» сайта. UI-дизайнер подбирает цветовую гамму, рисует красивые кнопки, определяет, как будут выглядеть ссылки, выпадающие меню, формы ввода и прочие элементы. Задача UI – сделать интерфейс эстетически приятным, современным и при этом единообразным (чтобы все страницы в одном стиле). Но UI – это не только про красоту, а еще и про понятность. Например, подчеркнутая синяя надпись ассоциируется со ссылкой – это привычный элемент UI. Если сделать ссылку нечитаемого цвета и без подчёркивания, пользователь может просто не понять, что это кликабельный элемент. Значит, пострадает UX. Поэтому UX и UI всегда работают в паре: UI создает красоту и форму, UX – удобство и содержание. Хороший веб-дизайн умеет балансировать между ними.
Пример: представьте интернет-магазин. UX-дизайн отвечает за то, чтобы купить товар было легко: продуман поиск, фильтры, корзина, минимальное число шагов до оформления заказа. UI-дизайн делает этот процесс визуально привлекательным: красивые фото товаров, аккуратные ценники, заметная кнопка «Купить». В идеале пользователь вообще не задумывается ни о UX, ни о UI – ему просто всё ясно и приятно глазу.

Онбординг и подсказки, помогаем пользователю с первого шага
Когда пользователь впервые попадает на ваш сайт или в приложение, важно мягко познакомить его с интерфейсом. Для этого служит онбординг. Термин onboarding пришел из английского on board – «на борту». В контексте веб-дизайна онбординг – это первичное обучение пользователя, знакомство с основными фишками сайта. Вы наверняка видели такое: при первом входе всплывают небольшие советы, стрелочки указывают на важные кнопки, может быть, проводится мини-тур по функционалу. Все эти подсказки для новичка и есть онбординг. Цель – сделать так, чтобы человек не растерялся при виде нового интерфейса, а сразу понял, куда нажимать и какие возможности есть. Хороший онбординг повышает шансы, что пользователь останется на сайте и будет активно им пользоваться, вместо того чтобы уйти в замешательстве.
Еще один полезный элемент интерфейса – тултипы (от англ. tooltip). Это небольшие всплывающие подсказки, которые появляются, когда пользователь наводит курсор на элемент или нажимает на значок помощи. Тултип обычно содержит короткое пояснение: например, расшифровывает непонятный значок, объясняет функцию кнопки или дает совет, что ввести в поле формы. Простой пример тултипа: при наведении на иконку «?» рядом с полем ввода пароля может появиться подсказка «Пароль должен содержать не менее 8 символов». Тултипы делают интерфейс более дружелюбным и понятным, особенно для новых пользователей. Важно использовать их дозированно – подсказки должны помогать, но не отвлекать и не раздражать.
И онбординг, и тултипы – это инструменты улучшения UX, показывающие заботу о пользователе. Новичку на сайте они дают чувство поддержки: «Окей, мне тут подсказывают, я разберусь». А опытному пользователю, как правило, они уже не мешают (хорошие интерфейсы показывают онбординг только один раз или позволяют его пропустить). Бережно продуманные подсказки повышают комфорт первых шагов на сайте, что в итоге делает пользовательский опыт более позитивным.

Подготовка к проекту, референсы и мудборд
Перед тем как приступить непосредственно к рисованию дизайна, веб-дизайнер обычно проводит небольшое исследование и сбор вдохновения. На этом этапе в ход идут референсы и мудборды.
Референсы – примеры лучших решений
Термин «референс» означает образец, пример для ориентира. В веб-дизайне референсами называют чужие сайты или интерфейсы, которые дизайнер берет на заметку при работе над проектом. Это не копирование, а поиск удачных идей и приемов. Например, заказчик хочет, чтобы сайт был «как у Apple – такой же удобный и стильный». Дизайнер посмотрит сайты Apple и других топ-компаний, чтобы понять, какие решения делают их удобными и стильными: может быть, простая навигация, много свободного пространства, большой шрифт и т.д. Эти найденные примеры и будут референсами. Референсы помогают вдохновиться и понять, какие подходы уже хорошо работают у других. Часто их собирают в виде коллекции ссылок или скриншотов – своего рода библиотеку идей.
Важно: референсы служат ориентиром, но не шаблоном для слепого копирования. Хороший веб-дизайнер анализирует, почему тот или иной элемент на референсном сайте удачен, и адаптирует идею под нужды своего проекта. В результате может родиться что-то новое. Референсы экономят время (не нужно изобретать велосипед с нуля) и помогают объяснить клиенту свои задумки: «Мы сделали меню похожим на сайт X, потому что это облегчает поиск разделов для пользователя – видите, как у них удобно?» Подкрепляя свои решения авторитетными примерами, дизайнер выглядит профессионально и внушает доверие.
Мудборд – коллаж настроения и стиля
Еще один термин этапа подготовки – мудборд (moodboard, дословно «доска настроения»). Мудборд – это набор визуальных образов, который задает общее настроение и стилистическое направление будущего дизайна. По сути, это коллаж из картинок, цветовых палитр, шрифтов, возможно, примеров интерфейсов, которые вместе передают определенную атмосферу.
Предположим, вы делаете сайт для кофейни. Хотите, чтобы дизайн навевал мысли о тепле, уюте и аромате кофе. Для мудборда вы можете собрать фотографии кофейных зерен и кружек с дымящимся кофе, оттенки коричневого и кремового цветов, шрифт в винтажном стиле, может быть, фрагменты сайтов конкурентов, которые выглядят уютно. Разместив все это на одном полотне, вы получаете визуальный ориентир: вот такого настроения мы хотим добиться. Мудборд показывается заказчику, и если он одобряет направление, дизайнеру легче дальше подбирать конкретные решения, не выходя за рамки выбранного стиля.
Мудборд экономит время и помогает зафиксировать единый визуальный язык проекта. Он полезен, чтобы сравнить и выбрать между разными направлениями дизайна еще до того, как тратить часы на отрисовку деталей интерфейса. Кроме того, мудборд – это наглядно и понятно: даже не слишком искушенный клиент увидит картинки и сразу уловит замысел. Для создания мудбордов дизайнеры используют все что угодно: от Pinterest и Google Images до специальных сервисов. Главное – собрать целостную картину настроения, которая ляжет в основу дизайна.

Прототипирование в веб-дизайне, от вайрфрейма до макета
Когда идея сформирована и стиль понятен, наступает этап разработки структуры и деталей сайта. Здесь появятся термины вайрфрейм, прототип и макет. Это разные стадии проработки дизайна, от чернового скелета до финальной картинки.
Вайрфрейм – каркас страницы
Вайрфрейм (wireframe) – это черновой набросок структуры страницы, своего рода скелет будущего сайта. Обычно вайрфрейм изображается в виде схемы, где от руки или в специальной программе показано, какие блоки будут на странице и как они примерно расположены. Здесь не проработаны ни цвета, ни точные тексты, ни картинки. Вместо реальных изображений – серые прямоугольники-заглушки, вместо контента – условный текст (часто используют латинский Lorem Ipsum, который служит заглушкой для текста).
Главная задача вайрфрейма – визуализировать структуру. Например, на вайрфрейме главной страницы можно обозначить: наверху шапка с логотипом и меню, слева блок навигации, по центру место для баннера, ниже три колонки с новостями, внизу подвал сайта с контактами. Вайрфрейм отвечает на вопросы: какие элементы должны быть на странице и в каком порядке? Это очень удобный инструмент на ранней стадии, потому что его быстро сделать и легко править. Пока ничего не нарисовано «красиво», изменения даются без боли. Вайрфрейм можно буквально набросать на бумаге или в простом редакторе за считанные минуты и сразу обсудить с командой или клиентом.
Подумайте о вайрфрейме как о чертежах дома. Сначала вы согласовываете план комнат и этажей (вайрфрейм), и только потом занимаетесь интерьером и декором (визуальный дизайн). Таким образом, вайрфрейм помогает убедиться, что структура логична, все элементы на месте и ничего не забыто, прежде чем вкладывать время в детализацию.
Прототип, черновой макет
После вайрфрейма наступает очередь прототипа. Прототип – это уже более проработанная версия дизайна, которую часто делают кликабельной, то есть интерактивной. Цель прототипа – смоделировать работу будущего сайта: как будут переключаться экраны, что произойдет при нажатии на ту или иную кнопку, как выглядят выпадающие меню, всплывающие окна и т.д.
Прототип может быть разной степени детальности. В одних случаях это интерактивный вайрфрейм (без дизайна, но с возможностью понажимать и перейти по экранам), в других – почти финальный вид страниц, но еще без полноценной реализации. Прототипы создают с помощью специальных инструментов (например, Figma, Adobe XD, InVision и др.), которые позволяют связать экраны и настроить простые сценарии взаимодействия.
Главное преимущество прототипа – его можно протестировать. Дизайнеры часто показывают прототипы нескольким пользователям или коллегам, чтобы увидеть, понятна ли навигация, работают ли задуманные сценарии. Прототип позволяет рано выявить проблемы UX: вдруг люди не нажимают на важную кнопку потому, что она не там расположена, или путаются в последовательности шагов. Исправить это на стадии прототипа значительно проще, чем когда сайт уже сверстан и запущен.
Отличие прототипа от финального сайта в том, что прототип – это еще не настоящий сайт, а лишь симуляция. За ним не стоит база данных, сложная логика и т.п. Но для целей дизайна этого достаточно. Прототип помогает согласовать с заказчиком функциональность: «Вот так будет работать ваш сайт. Вас устраивает, что при клике сюда открывается такое окно?» Доходчиво и наглядно.

Финальный дизайн
Макет
Когда все структуры и сценарии отточены на прототипе, время наряжать наш «скелет» в красивую «одежду». Дизайнер создаёт финальный дизайн-макет – детализированное визуальное представление каждой страницы сайта. Макет включает в себя уже реальные тексты, выбранные шрифты, отобранные изображения, цвета согласно брендбуку или выбранной палитре. Это та самая «картинка», как сайт должен выглядеть в итоге, вплоть до каждого отступа и пикселя.
Термин макет в веб-дизайне обычно означает именно готовый дизайн страницы, сделанный в графическом редакторе (Figma, Sketch, Photoshop и т.д.). Макеты передаются разработчикам для вёрстки. Хорошо подготовленный макет содержит всю информацию для фронтенд-разработчика: размеры элементов, цвета в коде (например, цвет кнопки #4CAF50), шрифты и их размеры, толщина линий и прочее.
Мокап
А что же такое мокап (mockup)? Порой слова «макет» и «мокап» путают, но в контексте веб-дизайна есть тонкое различие. Mockup чаще называют наглядную демонстрацию дизайна в контексте устройства или носителя. Например, вы нарисовали красивый дизайн мобильного приложения и хотите эффектно показать его клиенту. Вы берете изображение телефона и накладываете на экран вашего телефона скриншот дизайна – получается мокап приложения на смартфоне. То же можно сделать с сайтом на экране ноутбука. Мокапы помогают представить, как дизайн будет смотреться «в жизни»: на разных устройствах, на визитке, на билборде – где угодно, в зависимости от проекта.
Для веб-дизайнера наиболее актуальны мокапы устройств (ноутбуков, мониторов, планшетов, мобильников) с вложенным в них скриншотом сайта. Это полезно для презентаций и портфолио: согласитесь, макет, просто приложенный в виде изображения, смотрится менее убедительно, чем сайт, как будто открытый на реальном iPhone. Существуют готовые шаблоны-мокапы, куда легко вставить свой дизайн. Однако мокап не влияет на сам дизайн, это лишь способ его подачи. Главным остаётся качественный макет. Когда заказчик утверждает дизайн-макеты страниц, их отправляют в разработку – начинается верстка и программирование, чтобы превратить статичную картинку в рабочий веб-сайт.

Структура веб-страницы- шапка, подвал и зона контента
Пришло время поговорить о конкретных элементах сайта, которые вы будете проектировать. У каждой веб-страницы, особенно главной, как правило, есть типовая структура. Понимание этих составляющих – основа основ веб-дизайна.
Шапка сайта
Header (хедер) шапка сайта – верхняя часть страницы, своего рода «визитная карточка». Обычно в шапке располагается логотип компании, основное навигационное меню, контакты или кнопка для важных действий (например, «Войти», «Заказать»). Шапка видна сразу, без прокрутки, поэтому это очень ценная область. Исследования показывают, что пользователи проводят большую часть времени именно в верхней части сайта (Термины, которые помогут понять веб-дизайнера). В результате хедер считают одной из важнейших зон: здесь нужно сразу дать понять, куда человек попал и что можно сделать на сайте. Логотип обычно делает страницу узнаваемой, меню – позволяет перейти к основным разделам, а Call To Action (CTA) – призыв к действию – побуждает к целевому шагу.
Пример CTA-кнопки в шапке – «Оставить заявку», «Купить билет», «Попробовать бесплатно». Эта кнопка должна бросаться в глаза. Часто ее выделяют цветом и размещают справа в меню. Таким образом, шапка решает сразу несколько задач: узнавание бренда, навигация и побуждение к действию.
Основная область контента
Середина страницы — это основная область контента, где отображается тот материал, за которым пришел посетитель. В зависимости от типа сайта, контентной частью может быть лента новостей, каталог товаров, статья блога, галерея изображений, форма регистрации – да что угодно. Задача дизайнера – оформить контент так, чтобы его было легко воспринимать. Тут на помощь приходят принципы визуальной иерархии: заголовки крупнее основного текста, важные блоки выделены, однородные элементы (например, карточки товаров) выровнены по сетке для аккуратности. Хороший дизайн удерживает внимание на главном и не даёт пользователю заблудиться в информационном потоке.
Есть понятие «первый экран» – это видимая часть страницы, которая помещается в окно браузера без прокрутки (то, что сразу на экране при загрузке). В газетах и журналах есть схожий термин «above the fold» – «над сгибом», всё, что видно до того, как разворачиваешь страницу. В веб-дизайне первый экран – критически важное пространство. Как мы упомянули, люди тратят львиную долю времени именно на нём, поэтому туда стараются поместить наиболее цепкий и значимый контент: ключевой заголовок, краткое описание, привлекательное изображение или баннер, и, если уместно, CTA-кнопку. Конечно, это не значит, что пользователь не будет скроллить дальше – современные пользователи активно прокручивают страницы. Однако если первый экран не заинтересует, до остального контента дело может и не дойти.
Подвал сайта
Footer, (футер) подвал сайта – нижняя часть страницы. Когда пользователь докручивает до конца, это сигнал: он либо ищет дополнительную информацию, либо завершил ознакомление. Поэтому в футере обычно размещают сведения, которые полезны, но не первостепенны. Например, контакты, адреса офисов, карта сайта (структура разделов в виде ссылок), копирайт (юридическая информация, авторские права), ссылки на политику конфиденциальности, пользовательское соглашение, а также повторяют меню или важные ссылки из шапки. Футер – это как завершающий аккорд сайта. Он показывает: «Вот, вы долистали до конца, здесь больше нет основного контента». Часто в подвале размещают и вторичные призывы к действию, например подписку на рассылку: если человек дошел вниз, почему бы не предложить ему подписаться на новости, чтобы удержать контакт.
Логичность и комфорт
При проектировании структуры страницы важно обеспечить логичность и комфорт. Пользователь ожидает увидеть шапку вверху, футер внизу – эти зоны не стоит придумывать заново, они стали стандартом. Основной контент должен следовать сразу за шапкой. Также крупные страницы могут иметь боковую колонку (sidebar) – например, для меню раздела, фильтров или дополнительных блоков (виджеты, реклама). Боковая колонка обычно располагается слева или справа от основного контента. В современном дизайне сайдбары используют реже, отдавая предпочтение полному использованию ширины под контент, но на новостных порталах или блогах они ещё встречаются (например, справа может быть список популярных статей). Дизайнер должен решить, уместна ли боковая колонка исходя из целей сайта.
Резюмируя: хедер знакомит и направляет, контентная область вовлекает и информирует, футер закрывает вопросы и даёт дополнительные ссылки. Зная эти термины, вы проще объясните коллегам или заказчику, какую часть макета обсуждаете: «Давайте добавим в футер ссылку на FAQ», «Логотип лучше разместить в левом углу хедера» – и всем сразу понятно, о чём речь.

Навигация – это система путей, по которым пользователь перемещается по сайту. Ключевой навигационный элемент – меню. В веб-дизайне существует несколько популярных форм меню, и за годы выработались свои термины.
Гамбургер (бургер-меню) – термин, который прочно вошел в лексикон веб-дизайнеров. Это значок из трех горизонтальных полосок, обозначающий скрытое меню. Похоже на слои булочки и котлеты, отсюда и название «бургер».
Такой значок часто используют в мобильных версиях сайтов и приложений, где экран маленький и нельзя развернуть все ссылки. Нажимаешь на «бургер» – выезжает боковое меню с пунктами. Это экономит место в интерфейсе.
Однако! Нужно учитывать, что бургер-меню не всегда очевидно для всех пользователей. Согласно исследованию Nielsen Norman Group, на десктопных сайтах люди нажимают на скрытое меню с иконкой-гамбургером лишь в 27% случаев, когда оно доступно (Hamburger Menus and Hidden Navigation Hurt UX Metrics).
Гораздо чаще внимание привлекают видимые сразу элементы навигации. Получается дилемма: с одной стороны, бургер помогает убрать лишнее с экрана, с другой – часть аудитории может его не использовать и пропустить важные разделы.
Решение – разумно комбинировать
Например, на компьютере основные разделы лучше показать полностью в шапке, а дополнительное или мобильное меню – спрятать под бургер. Либо использовать так называемое “гамбургер+” (комбинированное меню): часть ссылок видна, а остальные – под иконкой. В любом случае, если используете бургер, убедитесь, что он хорошо заметен (обычно это правый верхний угол) и понятно, как его открыть/закрыть.
Оно встречается реже на современных сайтах, но иногда используется, особенно в панелях администрирования или сложных многоуровневых структурах. Это колонка сбоку со списком разделов. Боковое меню удобно тем, что может содержать длинный список ссылок, включая вложенные. Дизайнеру важно грамотно оформить иерархию в таком меню: подсветить текущий раздел, выделить подразделы отступами или иконками. Боковое меню часто остается фиксированным при прокрутке, чтобы навигация всегда была под рукой.
Хлебные крошки
Breadcrumb — Хлебные крошки – дополнительный навигационный элемент, показывающий путь пользователя внутри разделов. Например: Главная > Каталог > Электроника > Телефоны. Это строчка обычно под шапкой. «Крошки» помогают пользователю понять, где он находится, и одним кликом вернуться на несколько уровней вверх. Для объемных сайтов (интернет-магазины, форумы) это полезно. Термин пришел из сказки про Гензеля и Гретель, которые бросали хлебные крошки, чтобы найти дорогу назад.
При проектировании навигации помните: пользователь не должен задумываться, как ему перемещаться по сайту. Меню – как указатели на дороге, их роль – направлять. Если указатели непонятные или спрятаны, человек заблудится. Поэтому используйте знакомые паттерны (горизонтальное меню сверху, иконка «домика» для ссылки на главную страницу, подчёркнутый текст другого цвета для ссылок в тексте и т.п.). Новаторство в управлении часто играет злую шутку. Лучше быть чуть шаблонным, но понятным, чем супер-оригинальным, но сбивающим с толку.

Адаптивный дизайн
Люди заходят на сайты с самых разных устройств: больших настольных мониторов, ноутбуков, планшетов, смартфонов, а иногда и с телевизоров. Задача веб-дизайна – сделать так, чтобы сайт выглядел хорошо на любом экране. Отсюда появились понятия адаптивный и респонсивный дизайн.
Адаптивный веб-дизайн (Adaptive) – подход, при котором для разных типов устройств разрабатываются отдельные макеты. Проще говоря, дизайнер создаёт несколько версий дизайна под заранее намеченные разрешения экрана. Например, делается дизайн для широкого десктопа, для планшета и для смартфона. Когда пользователь заходит на сайт, система определяет, какое у него устройство, и подсовывает ему соответствующий шаблон. На практике это может быть даже разные URL (например, m.site.com для мобильной версии). В адаптивном дизайне каждая версия может иметь свои особенности: на мобильной что-то упрощают, убирают тяжелые элементы, переставляют блоки для удобства вертикальной прокрутки. Это словно несколько вариаций одного сайта, заточенные под разные экраны.
Респонсивный веб-дизайн
Это более современный подход, предложенный дизайнером Итаном Маркоттом в 2010 году (Responsive web design — Wikipedia). В респонсив-дизайне используется гибкий макет, который сам подстраивается под размер экрана. По сути, создается один дизайн, но он строится на эластичной сетке: ширина блоков задается в процентах (%) или других относительных единицах, изображения умеют масштабироваться, а с помощью CSS-медиа-запросов страница изменяет расположение элементов при достижении определенных ширин экрана. Например, на большом экране у нас три колонки новостей в ряд, а на смартфоне они автоматически выстроятся одна под другой, занимая всю ширину. Контент тот же, HTML-код один, но CSS-стили «отзываются» на размеры окна и перестраивают отображение. Отсюда слово responsive – отзывчивый, реагирующий.
Если сравнивать
Адаптивный дизайн – это как иметь три разных приготовленных блюда (Desktop, Tablet, Mobile) и подавать нужное в зависимости от гостя. Респонсивный дизайн – это одно блюдо, которое меняет форму тарелки в зависимости от того, кто ест, но вкус остается тем же.
Современные сайты в большинстве случаев делаются респонсивными. Это экономит ресурсы: не нужно поддерживать множество версий сайта, достаточно одной адаптивной верстки. Плюс, с появлением бесчисленного количества экранов (смартфоны бывают очень разные по размеру) трудно предугадать все варианты – гибкий подход выигрывает. Mobile-first стратегия (сначала проектируем под мобильные устройства, а затем масштабируем под большие) также хорошо сочетается с responsive-подходом. Она подразумевает, что дизайн сначала разрабатывается для маленького экрана – это заставляет фокусироваться на самом важном, избавляться от лишнего. Затем, по мере увеличения экрана, дизайн «обогащается» дополнительными элементами.
Стоит отметить, что терминология «адаптивный — отзывчивый» иногда путается в русскоязычном пространстве. Часто оба подхода называют просто «адаптивный дизайн», имея в виду и гибкость тоже. Главное – уловить суть: ваш сайт должен быть удобен на любом устройстве. Каким образом это достигается – вопрос реализации. Сегодня технологии позволяют без раздутых затрат сделать единый гибкий дизайн, который покрывает все случаи. Так что если кто-то спросит: «Ваш сайт адаптивный?», – почти наверняка имеется в виду, что он корректно работает и на телефоне, и на компьютере. А конкретнее уже можно уточнить, используется отдельная мобильная версия или responsive-верстка.
мультиэкранность сегодня стандарт
С точки зрения веб-дизайнера, при работе над адаптивным дизайном надо продумывать перестроение интерфейса. Обычно дизайнер делает несколько контрольных макетов: для десктопа и для мобильника (как минимум). Иногда добавляют промежуточный вариант для планшета. На этих шагах (breakpoints) и показывают, как блоки перекомбинируются. Например, широкое меню может превратиться в бургер-меню на узких экранах; две колонки текста превращаются в одну и т.п. В остальном принципы дизайна те же – просто нужно предусмотреть, чтобы ни один элемент не вышел за границы экрана и не выглядел плохо, если места мало. Проверять лучше сразу во время дизайна: сжимать и разжимать артборд, думать, а что будет с этой таблицей на мобильнике? Это и увлекательно, и непросто одновременно, но без этого никуда – мультиэкранность сегодня стандарт.

Графика в веб-дизайне, растровые и векторные изображения
Веб-дизайн невозможен без картинок и графики. Логотипы, фотографии, иконки, иллюстрации – всё это нужно уметь правильно использовать. Существует два основных вида графических форматов: растровые и векторные. Важно понимать их различие, чтобы картинки на сайте всегда выглядели четко и загружались быстро.
Растровое изображение
Это обычная картинка, состоящая из пикселей. Фотографии – классический пример растра. Каждый снимок представляет собой сетку из множества цветных точек (пикселей). Растровые изображения бывают разных форматов, самые распространенные для веб – JPEG (JPG), PNG и GIF.
- JPEG хорошо подходит для фотографий и сложных цветных картинок, потому что умеет сильно сжимать изображение, уменьшая «вес» файла. Однако при сильном сжатии качество может страдать (появляются артефакты, размытие).
- PNG поддерживает прозрачность и лучше сохраняет четкость, поэтому его часто используют для логотипов, иконок, элементов интерфейса, где важна точность линий. Но PNG-файлы обычно тяжелее JPEG.
- GIF – старый формат, поддерживает анимацию (те самые простые гифки) и ограниченную палитру цветов. Сейчас для анимаций чаще используют другие технологии, но термин «гифка» жив до сих пор.
Главный минус растровой графики – потеря качества при изменении размера. Если увеличить картинку больше, чем ее исходное разрешение, она начнет «пикселизоваться» (становятся видны квадратики-пиксели, размытость). Поэтому для ретины и больших экранов часто приходится загружать изображения побольше. Также множество больших фоток на странице могут замедлить загрузку, поэтому всегда нужно оптимизировать картинки (сжимать без ощутимой потери качества, использовать современные форматы как WebP, если возможно).
Векторное изображение
Оно строится не из пикселей, а из математических формул: точек, линий, кривых. Представьте себе изображение как набор инструкций: «нарисовать линию отсюда досюда такого-то цвета и толщины». Вектор хранит именно эти инструкции. Популярный формат SVG (Scalable Vector Graphics) используется в вебе для векторной графики. Вектор идеален для логотипов, иконок, диаграмм – всего, что состоит из чётких геометрических форм. Его главный плюс: масштабируется без потери качества. Хотите увеличить логотип в 10 раз? Без проблем: он пересчитается и останется таким же четким, без зернистости. Кроме того, SVG-файлы обычно весят очень мало, ведь вместо данных о каждом пикселе в них лишь описание форм. Браузер сам отрисовывает картинку по этим командам. Поэтому для иконок и простых иллюстраций SVG – спасение. Вместо кучки PNG по 20 Кб каждая можно вставить SVG по 2 Кб, которые к тому же выглядят идеально на любом экране.
Что использовать зависит от задачи
Конечно, не всё можно представить вектором. Фотографию человека или пейзажа в вектор не превратишь реалистично – слишком сложное множество оттенков. Поэтому что использовать зависит от задачи: фотографии товаров, фоновые изображения, скриншоты интерфейса – это растровые JPEG/PNG. А логотипы, пиктограммы интерфейса (иконки соцсетей, значок меню, стрелочки) – лучше в виде SVG. Иногда применяют комбинацию: например, картинка-фон растровая, а поверх логотип векторный, чтобы на Retina-дисплеях логотип был четким.
Для веб-дизайнера важно уметь работать с обоими видами графики. Когда вы готовите макеты, закладывайте в них изображения хорошего качества и продумывайте, где нужен вектор. При экспортировании ассетов для разработки выбирайте подходящий формат. Если на сайте используется много иконок, возможно, их стоит собрать в один SVG-спрайт или использовать библиотеку иконок. Такие детали могут заметно влиять на производительность сайта. К слову, современные инструменты верстки (CSS) позволяют даже без картинок рисовать простые фигуры, тени, градиенты – иногда можно и вовсе обойтись без изображений, используя код. Но это уже забота разработчика, а дизайнеру полезно знать, что лишнюю картинку можно заменить CSS-эффектом, чтобы облегчить страницу.
Подытоживая: растр – для фото и богатых деталей, вектор – для чёткой графики и масштабируемости. Умелое сочетание этих форматов делает сайт и красивым, и оптимизированным.

Цвет в веб-дизайне, модели RGB и HEX
Цветовая палитра – один из краеугольных камней дизайна. Цвета вызывают эмоции, направляют внимание, формируют узнаваемость бренда. В веб-дизайне для отображения цвета на экране используется модель RGB – от названий основных цветов Red, Green, Blue (красный, зеленый, синий). Любой оттенок на мониторе получается путем смешения этих трех базовых цветов в разных пропорциях. Каждому пикселю экрана задаются значения по каналам R, G, B – и он светится нужным цветом. В цифровом виде цвет обычно записывается как комбинация из трех чисел (от 0 до 255) или в шестнадцатеричном формате (HEX-код). Например, чисто белый цвет в RGB – это (255, 255, 255), а в HEX-записи – #FFFFFF. Черный, соответственно, (0, 0, 0) или #000000. Комбинации дают колоссальное множество оттенков – до ~16,7 миллионов возможных цветов (256 значений для R * 256 для G * 256 для B). Конечно, человеческий глаз различает далеко не все, но диапазон впечатляет.
Цвета на экране и цвета в печати – разные вещи
Почему именно RGB? Потому что мониторы излучают свет, и модель RGB основана на аддитивном смешении: чем больше добавляем цвета, тем ближе к белому (максимум всех – белый). Принцип, как в сценических прожекторах: если совместить красный, зеленый и синий луч, получим белый свет. Для веб-дизайнера важно понимать: цвета на экране и цвета в печати – разные вещи. В полиграфии используется модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key black), субтрактивное смешение красок на бумаге. То, что ярко светится на мониторе (RGB), может получиться тусклым при печати (CMYK) и наоборот. Но если вы работаете именно с веб, то думать надо в RGB и HEX.
В макетах обычно указывают цвета именно HEX-кодами, так разработчику удобнее перенести их в CSS. Пример: основной фирменный синий цвет компании может иметь код #1E90FF (ярко-синий). Дизайнер применяет его к кнопкам, ссылкам, фоновым блокам по всему макету. Затем в стиле сайта прописывается, что цвет фона кнопки = #1E90FF, и все совпадает. Это и есть часть гайдлайна по стилю – фиксировать, какие коды соответствуют фирменным цветам.
При выборе цветовой схемы сайта дизайнер пользуется знаниями цветовых сочетаний, контрастов, эмоционального воздействия цветов. Например, красный часто ассоциируется с призывом, опасностью или важностью – его используют для предупреждений или выделения чего-то критичного, а также для CTA-кнопок (потому что он притягивает взгляд). Зеленый – цвет подтверждения, «ОК» (недаром галочка зеленая), а еще экологичности, натуральности. Синий – цвет доверия, технологий (очень популярный в корпоративных сайтах и IT-сфере). Оранжевый – энергичный, дружелюбный (часто в кнопках «Подписаться», «Регистрация»). Черный – элегантный, солидный, но им не стоит злоупотреблять для фонового цвета текста, так как чисто черный на белом может резать глаз – обычно берут слегка смягченный темно-серый для текста.
Контраст и доступность
Кроме выбора самих цветов, важно учитывать контраст и доступность. Текст должен читаться, значит цвет шрифта и цвет фона должны иметь достаточную разницу в яркости. На светлом фоне – темный текст, на темном – светлый. Никогда не следует жертвовать читабельностью ради красоты. Также проверяется восприятие цветов людьми с дальтонизмом – есть специальные инструменты, позволяющие увидеть дизайн в таком режиме. Хороший веб-дизайнер убедится, что важные элементы выделяются не только цветом, но и другими признаками (например, подчёркивание ссылок), чтобы люди с нарушением восприятия цвета тоже могли пользоваться интерфейсом. Это часть веб-доступности (accessibility) – но это уже более продвинутая тема.
На базовом же уровне вам достаточно уверенно оперировать RGB/HEX. Например, знать, как быстро скопировать HEX-код цвета пипеткой и где его вставить. Или понять требования: «Нужен фон на весь экран цветом #F5F5F5» – зная, что #F5F5F5 – это очень светло-серый (почти белый) и он записывается именно так. Со временем популярные коды даже запоминаются. #FF0000 – чистый красный, #00FF00 – чистый зеленый, #0000FF – чистый синий, #FFFF00 – желтый (красный + зеленый), #00FFFF – бирюзовый (синий + зеленый), #FF00FF – маджента (красный + синий). А #FFFFFF и #000000 мы уже называли – белый и черный.
По итогу: цветовая модель RGB формирует всё сияние красок на ваших экранах, а знание кодировки цветов – необходимый навык для общения с разработчиками и работы с дизайном. Не пугайтесь цифр и решеток, скоро вы будете читать HEX-коды так же легко, как названия цветов.

Типографика в веб-дизайне, шрифты, кернинг и интерлиньяж
Текст занимает значительную часть контента большинства сайтов, а значит, типографика – искусство оформления текста – крайне важна для веб-дизайнера. Цель типографики – сделать текст не только красивым, но и легким для чтения.
Разберем простыми словами ключевые термины: гарнитура, кегль, кернинг, трекинг, интерлиньяж, выравнивание.
Шрифт и гарнитура
В обиходе часто говорят «шрифт», имея в виду вообще стиль начертания текста (например, шрифт Arial или Times New Roman). Точнее было бы использовать слово гарнитура – это семейство шрифтов с единым стилем. Например, Arial – гарнитура, которая включает начертания Regular, Bold, Italic и т.д. Однако в веб-дизайне не нужно углубляться в эту терминологию: под словом «шрифт» почти всегда понимают гарнитуру.
Важно знать, какие веб-шрифты вы можете использовать. Не все красивые шрифты из Photoshop подходят для сайта – пользователю они должны либо загрузиться, либо быть у него на устройстве.
Сейчас распространено подключать веб-шрифты через CSS (например, Google Fonts предоставляет сотни бесплатных шрифтов). Дизайнер в макете указывает: заголовки – шрифт Roboto Bold 32px, текст – Roboto Regular 16px, цитаты – Georgia Italic 18px. Разработчик подключает Roboto и Georgia – и на сайте появляется тот же стиль.
Кегль – размер шрифта. В вебе его обычно измеряют в пикселях (px) или в относительных единицах (em, rem). По сути, это высота символов. Например, кегль 16px для основного текста – стандартное решение, обеспечивающее хорошую читаемость на экране. Заголовки могут быть 24px, 32px и больше – в зависимости от иерархии.
Дизайнер продумывает типографическую шкалу – набор размеров для разных уровней текста (маленький текст примечаний, основной текст, подзаголовки, заголовок раздела, главный заголовок страницы и т.д.). Правильная шкала делает структуру текста понятной: по размеру сразу видно, что важнее, а что является подпунктом.
Интерлиньяж
Межстрочный интервал (line-height) Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседних строк текста. Грубо говоря, на сколько “разряжены” строчки по вертикали. Если интерлиньяж слишком маленький, строки налезают друг на друга, читать тяжело. Слишком большой – текст расползается, теряется связность абзаца. Обычно оптимальный интерлиньяж составляет около 120–150% от размера шрифта.
Например, для текста 16px ставят интерлиньяж ~24px (что примерно 150%). Это обеспечивает комфортное чтение. В веб-стилях line-height часто задают в относительных единицах (например, 1.5 = 150%). В макете дизайнер тоже должен предусмотреть правильные отступы между строчками. Слово «интерлиньяж» может звучать мудрено, но на деле – это привычный вам междустрочный пробел.
Попробуйте распечатать текст с интерлиньяжем 1.0 (т.е. без дополнительного пространства) – получите нагромождение, от которого рябит в глазах. А с 1.5 – уже нормально. Так что следите за этим параметром.
Кернинг и трекинг — межбуквенные интервалы
Кернинг – это изменение расстояния между двумя конкретными буквами, а трекинг – равномерное изменение межбуквенного расстояния для всего слова или текста.
Зачем это нужно? Дело в том, что разные пары символов зрительно воспринимаются по-разному. Например, в слове «ВА» между буквами может казаться слишком большой просвет, а в паре «НА» – наоборот, тесно. Кернинг позволяет вручную (или автоматически, с помощью таблиц в шрифте) чуть сдвигать буквы ближе или дальше, чтобы визуально текст выглядел равномерно.
В веб-дизайне тонкий кернинг обычно не трогают – шрифты сами более-менее учитывают это. А вот трекинг (letter-spacing в CSS) иногда применяют. Например, захотели вы сделать надпись из заглавных букв для раздела меню, и видите – буквы как-то жмутся. Можно задать небольшой положительный трекинг, скажем +1px, и текст «Р А З Д Е Л Ы» станет чуть «дышать». Главное – не переборщить, чтобы не было ощущения, будто буквы отталкиваются друг от друга. В других случаях, наоборот, могут слегка уменьшать межбуквенное расстояние для больших заголовков, чтобы выглядело плотнее и эффектнее.
Обычно все эти тонкие настройки прописываются в стилях. Например: «Заголовок h1: шрифт Playfair Display Bold 48px, межбуквенный интервал -1px, межстрочный интервал 1.2». Для пользователя эти нюансы на подсознательном уровне влияют на восприятие текста – он либо выглядит аккуратно и приятно, либо «что-то не так, но я не пойму что». Дизайнер старается, чтобы было приятно, даже если читатель не отдаёт себе в этом отчёта.
Выравнивание
Выравнивание (выключка). Это то, по какому краю выровнен текст в блоке: по левому – наиболее распространено для контентных текстов (все строчки начинаются ровно от левого поля, а справа рваный край), по правому – реже (например, подписи авторства, где неважно равнение левого края), по центру – для коротких элементов (заголовки, цитаты, приглашения), по ширине (по формату) – когда текст растягивается, заполняя строку целиком от левого до правого поля.
Полная выключка по ширине часто используется в книгах и газетах, но в вебе с ней нужно быть осторожным: на экране, особенно узком, могут образоваться большие пробелы между словами, что выглядит плохо. Обычно основной текст на сайтах выравнивают по левому краю – это самое читаемое и привычное для нас (в культурах с письмом слева направо).
Выравнивание по центру уместно только для очень коротких строк (например, заголовок из двух-трех слов, стихотворение или тост :). Если выровнять длинный абзац по центру, читатель устает искать начало каждой следующей строки, потому что оно скачет. Выравнивание по правому краю используют редко, в особых случаях или для визуального баланса в дизайн-композиции.
Так что чаще всего вы будете иметь дело с левой выключкой для основного текста и, может быть, центровкой для заголовков и каких-то специальных блоков. Выключка по ширине – на ваше усмотрение, но помните о возможных «дырах» между словами; иногда верстальщики добавляют автоматический мягкий перенос, чтобы уменьшить разрывы, но это сложнее контролировать.
грамотная типографика
В целом, грамотная типографика делает текст незаметно удобным. Если пользователь читает и не задумывается о шрифте – значит всё отлично. А если вдруг ловит себя на мысли «что-то мелковато» или «что-то длинновато строки» – это звоночек, что параметры выбраны неидеально. Научиться тонкостям типографики помогает практика и насмотренность: обращайте внимание, как оформлен текст на сайтах, которые лично вам читать комфортно. Возможно, там чуть больше межстрочный интервал, чем вы ставите, или шрифт попроще без засечек. Экспериментируйте и помните: текст – главный носитель информации, дайте ему должное уважение в дизайне.

Динамика в веб-дизайне, hover-эффекты и параллакс
Современные сайты – это не статичные страницы, а часто интерактивные, «оживленные» интерфейсы. Анимация и эффекты при взаимодействии могут существенно обогатить пользовательский опыт. Но важно применять их с умом, чтобы они служили делу, а не отвлекали. Разберем два популярных термина: hover и параллакс.
Hover-эффект
Эффект при наведении курсора. Слово hover в переводе означает «парить, нависать». В веб-контексте это обозначение любого визуального изменения элемента, когда на него наводят курсор мыши. Если вы подносите курсор к кнопке и она меняет цвет – это hover-эффект. Навели на картинку – появилась иконка лупы, подсказывая, что изображение можно увеличить; или текст ссылки подчеркнулся и стал другого цвета – всё это примеры hover. Hover-эффекты важны по двум причинам. Первая – они дают обратную связь пользователю: элемент активен, с ним можно взаимодействовать. Если кнопка никак не реагирует на наведение, подсознательно кажется «неактивной». Поэтому хорошим тоном считается делать хоть минимальный, но отклик: подсветить, подчеркнуть, добавить тень, изменить иконку – вариантов масса. Вторая – hover может служить декоративной и информативной целью. Например, при наведении на карточку товара всплывает краткая информация или появляются кнопки «Купить» и «Подробнее». Это улучшает UX: информация показывается именно тогда, когда она нужна, не загромождая интерфейс постоянно.
Стоит помнить, что на сенсорных экранах (смартфонах, планшетах) концепции наведения курсора нет – там взаимодействие происходит через нажатие. Поэтому hover-эффекты – преимущественно для десктопного опыта. Тем не менее, они остаются значимой частью веб-дизайна, ведь на компьютерах люди по-прежнему сидят с мышкой. При дизайне вы можете прописывать, как ведут себя элементы при hover. В CSS потом это реализуется через псевдокласс :hover. Например, «ссылка: при hover цвет текста поменять с синего на фиолетовый» или «картинка: при hover плавно увеличить масштаб на 5%» – последнее часто применяют для интерактивности галерей.
Параллакс
Parallax – эффект в веб-дизайне, когда фон и передний план двигаются с разной скоростью при прокрутке, создавая ощущение глубины. Представьте: вы скроллите страницу, а фоновое изображение перемещается медленнее, чем верхний слой с текстом. Получается своеобразная иллюзия 3D – как будто фон далеко позади. Параллакс стал трендом несколько лет назад и до сих пор используется, особенно в лендингах и промо-сайтах, где важна вау-презентация. Он привлекает внимание и делает скроллинг более интересным. Например, на сайте, рекламирующем горный курорт, могут быть слои: на переднем плане едет лыжник, чуть глубже пролетают птицы, а на заднем плане величественно возвышаются горы. Когда скроллишь, лыжник уплывает быстрее, птицы чуть медленнее, горы еле движутся – возникает ощущение перспективы, будто ты сам летишь мимо этой сцены.
Для веб-дизайнера параллакс – это скорее концепция, которую нужно продумать, а технически реализуют разработчики (с помощью CSS или JavaScript). Но дизайнер готовит графику по слоям и объясняет, какой слой как двигается. Параллакс можно делать и в горизонтальной плоскости, и по сложным траекториям – это уже вопросы креатива и программирования. Важно не перестараться: чрезмерный параллакс может сбивать с толку или тормозить страницу. Используйте его, когда это действительно уместно для сюжета страницы или усиления впечатления.
Анимация должна быть функциональна или незаметна
Помимо параллакса, в веб-дизайне применяется масса других анимаций: плавное появление элементов при прокрутке (fade-in), смена слайдов, перелистывание каруселей, микровзаимодействия (например, сердечко подпрыгнуло, когда вы его лайкнули). Все эти движения делают интерфейс более живым и отзывчивым. Но ключевое правило – анимация должна быть функциональна или незаметна. Хорошая анимация часто такая плавная и естественная, что вы даже не акцентируете на ней внимание, она просто поддерживает ощущение мягкости и комфорта. Скажем, выпадающее меню может плавно выезжать вниз за 0.2 секунды – почти мгновенно, но не рывком, и это приятнее глазу. Или при переключении вкладок контент растворяется и появляется новый – взгляд успевает адаптироваться.
Как дизайнеру, вам не нужно уметь кодить анимации, но продумать сценарии – ваша задача. Многие прототипы позволяют показать базовые переходы. К тому же, вы должны предусмотреть, как будет выглядеть интерфейс во всех состояниях: кнопка в норме, при hover, при нажатии (active), при отключенном состоянии (disabled). Это всё разные стили. Например, кнопка «Отправить»: в норме – синяя, при наведении – чуть более насыщенно-синяя с тенью, при клике – темно-синяя, имитируя нажатие, а если форма не заполнена и кнопка неактивна – серая. Указывайте такие вещи в стиле-гайдах.
Динамика
Динамика – сильный инструмент привлечения внимания. Эффекты вроде параллакса подходят, чтобы рассказать историю или поразить визуалом. Hover и прочие микродвижения повышают удобство и понятность. Зная эти термины, вы уже говорите на одном языке с разработчиком-аниматором: «Добавим параллакс для фона в первом экране», «Сделаем hover-эффект смены цвета для ссылок». И никакой паники – всё это осваивается со временем и открывает простор для творчества!

Гайдлайны и дизайн-системы, единый стиль без хаоса
Когда вы освоились с отдельными элементами дизайна, возникает вопрос: как всё это поддерживать в едином ключе, особенно на больших проектах с множеством страниц? Здесь на помощь приходят гайдлайны и дизайн-системы.
Гайдлайн (guideline) в контексте веб-дизайна – это свод правил и рекомендаций по оформлению интерфейса. Проще говоря, документ (или страничка), где расписано, какие цвета используются для чего, какие шрифты и размеры применять для заголовков и текста, какие отступы между элементами положены, стили кнопок, иконок и т.д. Гайдлайн устанавливает основу визуального языка проекта. Например, в гайдлайне может быть указано: основной цвет бренда – оранжевый #F60, использовать для акцентных элементов (кнопки, ссылки), вторичный цвет – серый #333 для текста, шрифт – Open Sans, заголовки Bold, кнопки с закруглением 4px и т.п. Это как инструкция по стилю.
Зачем нужен гайдлайн? Чтобы все страницы и разделы сайта выглядели согласованно, даже если над ними работают разные люди или они добавляются со временем. Представьте, если каждый дизайнер будет выбирать оттенок серого на свой вкус – быстро начнется разнобой. А гайдлайн дисциплинирует: надо сделать фон – смотри палитру разрешенных цветов, надо новый раздел – следуй уже заданной типографике и сетке. Таким образом, гайдлайны экономят время (не нужно каждый раз заново придумывать базовые вещи) и сохраняют айдентику бренда. Айдентика – это визуальная идентичность, лицо бренда. Если сайт компании выдержан строго по гайдлайну, у пользователя складывается целостный образ, доверие растет.
Дизайн-система
Дизайн-система – понятие более широкое, чем гайдлайн. По сути, это комплекс из гайдлайнов, компонентов интерфейса и правил их взаимодействия. Дизайн-система включает библиотеку готовых элементов (кнопки, поля, переключатели, карточки, модальные окна и т.д.) со всеми их состояниями и вариантами, а также кодовые реализации этих компонентов для разработчиков. Известный пример – Material Design от Google – полноценная дизайн-система ( Что такое Google Material Design — База Знаний Timeweb Community ). Google в 2014 году представил Material Design, чтобы унифицировать интерфейсы своих многочисленных продуктов. Это не просто набор рекомендаций по цветам – это целая философия (метафора «материала и теней»), плюс детально проработанные паттерны взаимодействия, плюс готовые компоненты, которые разработчики могут брать и использовать. Благодаря этому приложения и сервисы Google выглядят словно части единого семейства, пользователю легко переходить из Gmail в Google Документы или на Android, потому что везде ощущается общий язык дизайна.
Для отдельных проектов, конечно, не нужна столь грандиозная система, как Material Design. Но принципы те же: дизайн-система – это ваш внутренний справочник и инструментариум. Например, у крупного интернет-банка будет своя дизайн-система: в ней четко определены все цвета (включая вспомогательные, оттенки для градиентов, состояния при наведении), шрифты, иконография (стиль всех иконок), иллюстрации, фотографии – всё, что формирует визуал. Плюс там будет набор компонентов: форма ввода с подписью и сообщением об ошибке, таблица с шапкой, уведомление-баннер, навигационная панель – десятки единиц. Каждый компонент описан, когда использовать, а когда нет, как он выглядит в разных случаях (например, кнопка основной, кнопка второстепенная, кнопка отключена).
Консистентность
Наличие дизайн-системы сильно облегчает жизнь, когда проект растет. Новому дизайнеру не надо гадать, какой стиль взять – он открывает библиотеку компонентов и собирает экран как конструктор из готовых блоков. Это гарантирует консистентность (последовательность) и ускоряет дизайн-процесс. Конечно, создание самой дизайн-системы – дело трудоемкое, обычно этим занимаются опытные специалисты, когда проект уже достаточно большой.
Но даже если вы единственный дизайнер небольшого сайта, подумать о мини-гайдлайне полезно. Составьте для себя шпаргалку: какие основные цвета и где применяются, какие шрифты и размеры будут на сайте, как выглядят кнопки (стиль, угол скругления, тень?), как оформляются изображения (например, все скруглять или с закругленными углами), и придерживайтесь этого. Так ваш дизайн будет выглядеть профессионально и целостно.
Подытожим: гайдлайны – правила и образцы, дизайн-система – полноценная экосистема дизайна с компонентами. Оба понятия о том, как не дать проекту скатиться в хаос разношерстных стилей. В разговоре можно услышать: «Сверстаем по материал-дизайну» – значит, будут использоваться принципы и компоненты Material Design. Или: «Посмотри гайдлайны клиента, там указаны фирменные цвета и минимальные размеры логотипа». С такими указаниями вы легко справитесь, уже зная, о чем речь.

Техническое задание
Техническое задание (ТЗ) – это документ, в котором подробно описано, каким должен быть будущий сайт. В ТЗ перечисляются все требования к проекту. Например, указываются необходимые страницы и разделы, требуемый функционал и желаемое поведение элементов на сайте. По сути, это план работы для дизайнеров и разработчиков.
Пример: Представьте, что вы строите дом. Сначала вы составляете список требований: сколько будет комнат, какие материалы использовать, где провести электричество. В веб-дизайне такой список и есть техническое задание.
Когда у команды есть чёткое ТЗ, все точно знают, что делать. Риск упустить что-то важное минимален.

SEO – Поисковая оптимизация
SEO (Search Engine Optimization) – это набор мер по улучшению сайта для поисковых систем (Google, Яндекс и др.). Цель такой оптимизации – повысить позиции сайта в результатах поиска. Тогда людям будет проще найти ваш ресурс по нужным запросам.
Для этого улучшают тексты на сайте под важные ключевые слова. Также ускоряют загрузку страниц и делают навигацию более удобной для пользователей.
Пример: Вы вводите в поиск запрос «купить велосипед». Скорее всего, вы кликнете на один из первых результатов. Эти сайты оказались наверху потому, что у них хорошо настроено SEO. Благодаря оптимизации поисковые системы понимают, что именно эти страницы лучше всего отвечают на ваш запрос.

CTA – Призыв к действию
CTA (Call to Action), или призыв к действию – так называют элемент на странице, который побуждает пользователя совершить определённый шаг. Чаще всего это заметная кнопка с призывом: «Купить», «Зарегистрироваться», «Связаться с нами». Хороший CTA привлекает внимание и ясно сообщает, чего хотят от посетителя.
Пример: Представьте страницу продукта с большой яркой кнопкой «Заказать со скидкой». Это и есть CTA. Видя такую кнопку, посетитель сразу понимает, что ему нужно сделать. У него появляется мотивация выполнить действие прямо сейчас.

Landing page
Лендинг (Landing page) – это одностраничный сайт, созданный под одну главную задачу. Обычно его делают для рекламы конкретного продукта, услуги или события. Вся информация на такой странице подаётся кратко и по делу. Посетителю сразу показывают главное предложение и подводят его к одному целевому действию. Например, на лендинге это может быть форма для контактов или кнопка «Купить».
Пример: Скажем, компания выпускает новый гаджет. Вместо большого многостраничного сайта под него создают лендинг. На такой странице перечислены ключевые преимущества товара и показаны его фотографии. В финале посетителю предлагают нажать кнопку «Купить сейчас».
В результате пользователь быстро получает всю нужную информацию и сразу совершает целевое действие.

Вёрстка
Вёрстка – процесс превращения дизайна сайта в работающий веб-сайт. Специалист с помощью HTML, CSS и JavaScript «оживляет» макет. Он превращает статичный дизайн в полноценные интерактивные страницы, которые можно открыть в браузере.
Пример: Если сравнить с постройкой дома, дизайн-макет – это чертёж, а вёрстка – само строительство. Дизайнер создал план, а верстальщик воплотил его в реальность. Верстальщик подобен строителю: берёт чертёж и возводит по нему настоящее здание. Он пишет код, чтобы сайт заработал в интернете.

Кроссбраузерность
Кроссбраузерность означает, что сайт одинаково хорошо работает во всех популярных браузерах. Пользователи могут заходить на сайт через Chrome, Firefox, Safari, Edge или другой браузер. При этом они увидят корректно отображающийся интерфейс без ошибок в верстке. Ничто не должно выглядеть криво, независимо от того, какой браузер используется.
Пример: Например, сайт отлично выглядит в Chrome, но в Safari всё отображается неправильно. Это проблема с кроссбраузерностью. Хорошо сделанный сайт будет нормально работать в любом браузере.

Хостинг
Хостинг – это место на сервере, где «живёт» ваш сайт. Все файлы сайта хранятся на специальном компьютере (сервере в дата-центре). Этот сервер постоянно подключён к интернету. Благодаря хостингу ваш сайт доступен в сети круглосуточно. Любой желающий может зайти на него в любое время.
Пример: Представьте, что сайт – это книга. Чтобы другие могли её прочитать, книга должна лежать не у вас в столе. Её место – на полке публичной библиотеки, открытой для всех. Хостинг – это как раз такая «библиотека» для сайта. Ваш сайт находится на сервере, благодаря чему его могут найти и открыть через интернет.

CMS – Система управления контентом
CMS (Content Management System) – специальная система, которая упрощает создание и обновление сайта. С её помощью владелец ресурса может добавлять новые страницы, тексты и изображения через удобную панель. При этом не нужно вносить правки в код сайта. Примеры популярных CMS: WordPress, Joomla, 1C-Битрикс.
Пример: Без CMS, чтобы изменить текст на сайте, пришлось бы править HTML-код вручную. С CMS всё намного проще. Вы заходите в админ-панель сайта. Там можно изменить существующую страницу или добавить новую. И всё это так же легко, как в текстовом редакторе. После сохранения система сама обновит код сайта.

Фавикон
Фавикон – это маленькая иконка сайта. Она отображается на вкладке браузера слева от названия страницы, а также в списке закладок.
Обычно это миниатюрный логотип или символ сайта. По нему можно сразу узнать ваш ресурс среди множества открытых вкладок.
Пример: Вы наверняка замечали значки сайтов на вкладках браузера. Например, у YouTube на вкладке красный прямоугольник с белым треугольником (значок «Play»), а у Facebook – белая буква F на синем фоне. Эти маленькие картинки и есть фавиконы. Они помогают быстро понять, какая вкладка принадлежит какому сайту.

SSL-сертификат
SSL-сертификат – цифровой сертификат, который обеспечивает безопасное соединение между сайтом и пользователем. Он шифрует все данные, которые передаются через ваш сайт (например, пароли или номера банковских карт). Благодаря этому злоумышленники не смогут перехватить информацию.
Наличие SSL можно узнать по значку замка в адресной строке браузера. Адрес такого сайта начинается с https:// (вместо http://).
Пример: Например, вы открыли страницу оплаты в интернет-магазине. В адресной строке появился значок замка. Это признак защищённого SSL-соединения. Ваши данные (адрес, номер карты) передаются в зашифрованном виде. Без SSL такая информация могла бы быть перехвачена злоумышленниками.

Без паники
Теперь, когда мы прошлись по основным терминам веб-дизайна, надеемся, вам стало гораздо спокойнее и увереннее в этой теме. За каждым пугающим словом скрывается понятная суть: будь то простой набросок структуры (вайрфрейм), изменение цвета кнопки при наведении (hover) или адаптация сайта под телефон (responsive). Веб-дизайн объединяет множество дисциплин, но вооружившись базовыми понятиями, вы сможете уверенно общаться с коллегами, понимать требования и учиться дальше.
Без паники! Термины – это всего лишь инструменты для общения. Теперь, зная их значения, вы говорите на том же языке, что и профессиональные дизайнеры. Продолжайте практиковаться: читайте гайдлайны популярных дизайн-систем, разбирайте понравившиеся сайты на составляющие («ага, вот тут применен параллакс, а меню сделано через гамбургер»), пробуйте создавать свои прототипы и мудборды. С каждым таким шагом загадочные слова будут все больше частью вашего активного словаря.
И помните: лучший дизайн – тот, что понятен и удобен. А лучшая терминология – та, что помогает этого достичь. Так что вперед, творите без страха – теперь никакие сложные термины веб-дизайна вам не страшны!
💡 Хотите узнать о веб-дизайне ещё больше?
Тогда добро пожаловать в нашу «Волшебную книгу дизайнера»! 🌟 Здесь каждый найдет для себя нечто особенное — от вдохновляющих историй до практических советов.
📖 Погрузитесь в удивительный мир дизайна, где каждая глава — это шаг к мастерству, а каждое слово — ключ к новым знаниям.
👉 Перейти в рубрику «Волшебная книга дизайнера» и откройте для себя волшебство, которое превратит ваши идеи в реальные и красивые проекты!
Жду вас там! 😊